Control от финской компании Remedy — сложный случай, когда на каждое достоинство игры приходится иногда сразу по два недостатка. «Лента.ру» рассказывает, как у создателей обеих частей легендарного боевика Max Payne получилась игра, которую иногда хочется выкинуть вместе с приставкой в окно.
Девушка по имени Джесси Фейден приходит в здание, принадлежащее организации под названием Федеральное Бюро Контроля, спрашивает дорогу у местного уборщика и в итоге оказывается в кабинете директора. Первые сюжетные повороты начинаются уже здесь: руководитель Бюро только что покончил с собой из древнего оружия, притворяющегося пистолетом, Бюро Контроля официально не существует, здание представляет из себя постоянно трансформирующийся запутанный лабиринт, уборщик не совсем уборщик, да и Джесси пришла сюда совсем не просто так.
Необъяснимо, но факт
Первый час Control — испытание не для слабых духом. Неизвестно, насколько сильно сценаристы вдохновлялись Дэвидом Линчем и Николасом Виндингом-Рефном, но понять что-то «на ходу» практически невозможно. Зато странностей предостаточно. Время от времени с героиней ведет беседы перевернутая вверх ногами пирамида. Разговаривает она не человеческим языком, а каким-то глухим шуршанием, которое в субтитрах переводится через ассоциативные ряды. Выглядит диковато: «ты должна/необходима приступить к уничтожению/прекращению существования врагов». Когда пирамида молчит, героиня ведет внутренний диалог, то и дело обращаясь к кому-то незримому во втором лице, на «ты». До тех пор пока не станет ясно, с кем она беседует, будет до мурашек по коже казаться, что она обращается прямо к игроку.
Когда странности поулягутся и научишься понимать шуршание пирамиды на слух без субтитров, станет ясно, что собственно происходит. Федеральное Бюро Контроля занимается сбором, защитой и изучением паранормальных объектов с выдающимися способностями. Располагается Бюро со всеми офисами и лабораториями в одном из таких феноменов под названием Самый Старый Дом — здание посреди города, недоступное и невидимое для тех, кто не знает о его существовании. Снаружи это брутальный серый небоскреб, а внутри — целый город, в котором время и пространство работают по особым, не совсем очевидным правилам. И у этого города большие проблемы: некая враждебная сила под названием «Шипение» только что захватила здание и превратила большинство служащих Бюро в висящих в воздухе марионеток.
Сюжет Control, у которого были все шансы к финалу превратиться в новое «Сияние», «Секретные материалы» или даже «Космическую одиссею 2001 года», однако который в итоге превращается в двенадцатичасовую миссию по зачистке Бюро от «Шипения» без интриги и внятного эпилога. Джесси ходит по однообразным помещениям организации, читает бесчисленные документы, иногда более интересные, чем сюжет самой игры, смотрит любительски срежиссированные видео-отчеты одного из глав Бюро и встречает нескольких второстепенных персонажей, обладающих личной глубиной и характерами бетонных стен.
Если обойтись без спойлеров, то ни один из этих героев никак не повлияет на финал игры или на какие-либо другие события. На финал игры вообще ничто не повлияет, потому что финала как такового у игры нет — она внезапно обрывается чуть ли не на полуслове и, судя по всему, концовку сражения с «Шипением» игроки получат немного позже и за дополнительную плату.
Особенно смешно это выглядит на фоне того, что один раз за игру Сontrol пытается завершиться раньше времени, но описать этот фрагмент игры подробнее без спойлеров не получится.
Секретные материалы
На втором и последующих часах Control не становится проще. Как только расстановка сил и цели Джесси проясняются, начинается собственно зачистка Бюро. У игрока негусто с вооружением — в игре всего один пистолет. Странная пушка в руках героини называется Табельное Оружие. Это древняя мифическая штуковина, которая сотни лет назад притворялась мечом и называлась Эскалибур, а теперь в руках главной героини умеет превращаться в дробовик, автомат, гранатомет или снайперскую винтовку. Патроны у нее бесконечные, но как только «обойма» заканчивается, Табельному Оружию требуется секунд пять на перезарядку.
Чтобы игроку в эту паузу было чем заняться, ему даны сверхспособности. После близкого знакомства с несколькими паранормальными объектами внутри Бюро Джесси учится швыряться предметами обстановки (стульями, компьютерами, огнетушителями, бетонными обломками стен и, если немного прокачать навык, самими врагами), создавать импровизированный щит из камней, захватывать разум отдельных противников и даже левитировать над полем боя, поливая окрестности из Табельного Оружия и запуская диванами в зомбированных десантников.
Кажется, что Джесси с таким арсеналом должна пройти танком по внутренним коридорам Бюро и утрамбовать все встречное сопротивление за час-два. Как бы не так. Сложность в Control не выбирается перед началом игры и по умолчанию выкручена разработчиками на «выше среднего». Здоровье заканчивается моментально: стоит на пару секунд расслабиться во время боя или, осмелев, броситься на врагов по прямой, как вы отправляетесь на длинное свидание с экраном загрузки.
И это проблема. После каждой смерти оказываешься не в начале битвы, а на последнем контрольном пункте, которого касалась героиня. Иногда это означает, что каждая новая попытка убить сюжетного босса начинается с двадцати секунд загрузки, полуминутной прогулки, сорокасекукндной драки с возродившимися врагами и десятисекундного видео с очередным появлением босса. И в эти моменты, конечно, уже не хочется швыряться в противников офисными стульями — хочется метнуть что-нибудь из того, что под рукой, в экран.
К финалу, когда у Джесси разблокированы все способности, навешаны все апгрейды и улучшения оружия, сложность все равно подвержена необъяснимым перепадам. Можно пройти несколько стычек без единого ранения, а потом намертво застрять в очередной комнате с двумя летающими бронированными телепатами.
Любой игрок, выбравший Control в качестве «игры на пару вечеров», будет разочарован. Она абсолютно безжалостна к ошибкам во время битв, далеко не всегда дает развернутые подсказки при решении головоломок и самое главное — все ее действие разворачивается внутри коридоров из монотонного серого бетона, которые уже к середине игры перестают отличаться друг от друга. Это серая игра, проходящая в сером здании, полном серых людей. Она начинается с серого кадра и серым же кадром заканчивается. И оттенков здесь нет, он ровно один — «невыносимо серый».
Сверхъестественное
Control — пятая большая игра Remedy и при этом первая, вышедшая без большого издателя вроде Microsoft или Rockstar. Даже четыре очень крепкие и смелые игры спустя Remedy остаются «профессиональными любителями», которые, судя по всему, потратили на звук и спецэффекты попадания огнетушителя в голову противника больше времени, чем на сценарий. Теми самыми людьми, которые под конец игры во время масштабной перестрелки включают трек финской рок-группы Poets of the Fall, уделив при этом мало внимания тому факту, что игра тормозит на PS4 Pro во время битв или зависает на десять секунд после выполнения каждой миссии.
Control могла бы стать триумфальным возвращением разработчиков Max Payne в жанр игр-боевиков. Могла бы стать вторым Alan Wake — ярче, глубже и интереснее оригинала. Могла бы стать Quantum Break, в который можно играть без зевоты и прикрепленного насильно телесериала. А в итоге стала пресной, серой игрой с лучшим швырянием предметов в противников со времен Half-Life 2. Вот такие достижения.